Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане
Лютеранские приходы Дальнего Востока
Владивосток - Уссурийск - Арсеньев - Хабаровск
Комсомольск-на-Амуре - Благовещенск - Чита - Магадан
ALL REGIONS
  Новости
  Венчание в Арсеньеве
  В РПЦ выступили за законодательное ограничение оккультизма
  Еврейская община Петербурга проведет шаббатное застолье в рамках ПМЭФ
  Католики отворачиваются от Байдена
  Всякое зло не жизнеспособно, заявил патриарх Кирилл
  Встреча в "Совете Ветеранов" г. Арсеньев
  Белый дом объяснил совпадение "дня трансгендера" и католической Пасхи в США
  В Финскую православную церковь стекается консервативная молодежь: “У некоторых довольно радикальные взгляды”
  Миллионам европейцев вынесли приговор. Осталась неделя
  Скорбная весть
  Проповеди
  Проповедь: «Третье Воскресенье после Троицы»
  Проповедь: «Второе Воскресенье после Троицы»
  Проповедь: «Первое воскресенье после Троицы»
  Проповедь: «Пятидесятница 2024»
  Проповедь: «Вознесение Господне»
  Проповедь: «Воскресенье Rogate»
  Проповедь: «Воскресенье Rogate»
  Проповедь: «Воскресенье Cantate»
  Проповедь: «Воскресенье Jubilate»
  Проповедь: «Первое воскресенье после Пасхи»
  Музыка и пение
  Оглавление сборника песнопений Евангелическо-лютеранской общины св. ап. Павла г. Владивостока
  Хоралы 49-60
  Хоралы 37-48
  Хоралы 25-36
  Хоралы 13-24
  Хоралы 1-12
  Адреса общин
  Пропство Дальнего Востока
  Адреса общин
  Наши реквизиты
  Наши реквизиты
  Евангелическо-лютеранская церковь
  Избранные тезисы М. Лютера
  КРАТКИЙ КАТЕХИЗИС
  Апостольский символ веры
  Мартин Лютер - реформатор
  Какой должна быть истинная Евангельская церковь
  Что такое Лютеранство?
  Это нужно знать каждому
  Остерегайтесь заблуждений
  Древние и современные ереси
  Основные отличия : Католицизм - Православие - Лютеранство
  БИБЛИОТЕКА
  Белый дом объяснил совпадение "дня трансгендера" и католической Пасхи в США
  Проповедь: «Пятидесятница 2023»
  От Далилы до царицы Савской: что опасные библейские женщины рассказывают нам о мужских страхах
  О сущности ординированного служения в ЕЛЦ:
  «АЛТАРЬ РЕФОРМАЦИИ», Лукас Кранах.
  Проблема бессмертия души в Библии и Христианской традиции.
  Тема смерти и скорби в душепопечительстве.
  Религия сегодня. Вопросы, которые Вы боялись задать. ( интервью )
  Взгляды Мартина Лютера и в целом Реформации на богослужение:
  Отличие веры от теологии.

Проповедь: «Воскресенье Cantate»



Кол.3: 12 — 17.

Лк. 19: 37 — 40.



«Тебе, Господи буду, петь...» (Пс.100).



«Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Аминь».



Дорогие братья и сестры, Христос Воскрес!

Есть одно известное выражение: «музыка — сестра религии». Сегодняшнее, четвертое воскресение после Пасхи, посвящено церковной музыке и пению.

Богу невозможно не воздавать хвалу, а особенно торжественно хвала выражается через искреннее пение верующего сердца! Через чарующие звуки церковной музыки...

Господь, Творец всего сущего, Царь славы, создав мир видимый и невидимый, возжелал приобщить созданные Им существа, духовные и телесные, к Своей вечной славе, блаженству и благодати... Разумные же и созданные Им твари, исполненные чувств и восхищения красотою, премудростью, великолепием творения и всего мироздания, не могут оставаться только созерцателями божественных дел. Наделенные Творцом способностью петь, они готовы восхвалять величие Его творения не умолкая ни на минуту...

Так, например, мы и узнаем из Священного Писания, что Ангельский мир непрестанными голосами воспевает песнь Богу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Ис.6).

Церковь, во многом, есть отражение Небесной Славы! Богослужебное пение занимает в Церкви Христовой особое и важное место, и составляет ее неотъемлемую часть. Когда мы входим в храм, и в нем еще не началось богослужение, тихая, благоговейная обстановка, горящие свечи, своды и картины, приготавливает нас к богослужению...

И как бы ни был храм великолепен, или скромен, в своем убранстве, все по особому воспринимается и оживает, когда раздаются первые звуки церковной музыки...

Я лично, очень люблю слушать орган, особенно остро воспринимая все оттенки звуков его музыки, когда нет богослужения... Например, когда органист просто что-то репетирует... Тихо, спокойно, нет суеты и лишь звуки музыки и своды храма... Моя «очарованная душа» и сердечная, тихая молитва...

Но, это скорее всего потому, что я пастор, и во время богослужения я занят самой литургией. Ее порядком, действиями служителя, чтениями и т.д. Богослужение я скорее «переживаю», когда к нему готовлюсь... Думаю над чтениями, размышляю составляя проповедь, читаю предстоящие молитвы и псалмы, подбираю песнопения...

Вам, как прихожанам, конечно гораздо проще, в полноте воспринимать музыку и пение во время богослужения, как и саму литургию...

Именно по этому, я очень ценю богослужение, когда могу находиться в церкви, как простой прихожанин... Это случается в моей жизни не часто... А вам, как членам общины, не обремененным служением Алтаря, дана особая благодать...

Когда храм наполняется звуками, это особое таинство, устраняющее некую грань, между этим видимым и тем невидимым миром, в который устремляется наша душа вслед за возносящимся к Небу пением...

Богослужебное пение и музыка — это, можно сказать дыхание храма, наполненное силой Святого Духа.

Человек, жаждущий общения с Богом, с Небесным миром, где, собственно, и уготована ему обитель жизни вечной, спешит в храм Божий, чтобы оторваться, хотя бы на какое-то время, от суеты мира, отдаться душой молитвенному общению с Богом, слиться с голосом Церкви в прошениях и обращениях к Источнику жизни, излить свои скорби, вздохнуть с горечью о своих согрешениях, и сбросить у подножия Креста Господня бремя своих грехов...

Услышать Слово Божие, утешиться им и укрепиться... Душе нужна своя пища, духовная, очищенная от всего земного, страстного, губительного... Богослужение предназначено утолять голодную духовно душу, ангелоподобным исполнением священных гимнов, молитвословий и псалмов...

В нашем Послании к Колоссянам мы читаем:

«Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца...» (Кол.3).

Я продолжу стихами из первой главы:

«...чтобы (вы) поступали достойно Бога, во всём угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — всё Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и всё Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мёртвых, дабы иметь Ему во всём первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою всё, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное...» (Кол.1).

По сути, в этих двух отрывках изложена вся суть нашего христианского богослужения и смысл нашей христианской жизни: наполняться Словом, вдохновляться Духом и имея прощение грехов во Христе, славить Бога на богослужении и через свою добрую и благочестивую жизнь.

Человеку, прежде всего, необходимо, как мы любим иногда говорить - жить по-евангельски. Т.е искать прежде всего Царства Небесного, заняться очищением своего сердца, изживать в себе «ветхого» человека - «со страстями и похотями». Чтобы уже не он, но Сам Иисус жил в нем, по слову Ап.Павла:

«И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2).

Благодать Божия, вселяясь в очищенное от грехов сердце, просветит его Словом Божиим, раскроет ваши глаза так, что человек станет совсем иначе смотреть на свою жизнь и на ее смысл... И именно со стороны «вечности», начнет переоценивать все окружающее его бытие... Поэтому просвещенная Словом и освященная Духом Святым душа, будет искать себе духовное, чистое и светлое...

Все плотское и страстное, предстанет уже в своем подлинном — мрачном и отталкивающем образе. Духовно живущий человек уже способен распознать, что для его души полезно, что вредно, что приближает к Богу, а что отдаляет...

И в этом духовном преображении, духовная музыка и пение играют не последнюю роль! Музыка захватывает твой слух, твои сердечные чувства, тянет тебя к Небесному, чистому и светлому...

Не стоит конечно увлекаться просто звучанием музыки, как бы красиво она тебя не уносила к Небесам, главное в ней не красивый и волнующий звук, а Слово, и Слово именно - Божие, обращенное к тебе!

Блаженный Августин в своем сочинении - «Исповедь», писал:

«Когда со мною случается, что меня трогает больше пение, нежели то, что поется, то я признаюсь, что тяжело согрешаю, и тогда желал бы я не слышать (звуков) поющего....».

Многим, приходящим в храм, нравится, как говорят - «атмосфера»... А должно именно волновать душу и сердце - «содержание»!

Вера человеческая - это живой, личный опыт познания Бога, либо невыразимый словами вообще, либо выражаемый в словах и песнопениях... Для нас, сегодня имеет особую важность именно последнее значение: опыт познания Бога, выраженный в песнопениях...

Вспомним, как рождались первые песнопения Богу Славы... Песнь Моисея после чудесного перехода через Красное море, песнь пророчицы Анны, песни Пророков Аввакума, Исайи, Ионы, песнь трех отроков, наконец, песнь Марии в Евангелии... Все эти Библейские песни прекрасно знакомы каждому верующему...

В каждой из этих песен – своя, личная история с Богом, свое богословие, свой опыт взаимной любви к Творцу, которые совсем не трудно понять и вполне возможно самому пережить...

А сколько живого богословия в псалмах Давида, которые поются и читаются в храме. Ведь это не просто слова, это история жизни и молитвы удивительного человека, на которого все мы часто похожи: мы поем, как и он, и, да, мы грешим как он, и мы каемся, и мы славим Бога за милость как и он!

Итак, пение выражает живой опыт Богообщения. Несомненно, он присутствует в словах, которые мы поем. В словах Пророков, в словах Святых, в гимнах церковных сочинителей... Все это живой и духовный опыт переживания встречи с Богом и Его Святым Словом!

По этому, над Словом выраженном в песнопении, невозможно не размышлять! Оно неотрывно от молитвы и проповеди... Все церковное богослужение — есть выражение в разных «ипостасях» Слова Божьего, которое обращено к тебе!

И так, будем славить и слушать Господа, обретать и перенимать опыт веры... И в этом, нам несомненно помогает церковная музыка и пение, как выражение переживания человеческой души и сердца от встречи с Богом!

«Аллилуия. Хвали, душа моя, Господа. Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь...» (Пс.145).

Ему, вечному и истинному Творцу всего, слава во веки! Аминь.




Проповедь пастора Александра Лапоченко, г.Арсеньев 2024 г.