Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане
Лютеранские приходы Дальнего Востока
Владивосток - Уссурийск - Арсеньев - Хабаровск
Комсомольск-на-Амуре - Благовещенск - Чита - Магадан
ALL REGIONS
  Новости
  Скорбная весть
  "Будет как 80 лет назад". Жителей Европы предупредили о масштабной угрозе
  Буддийскую академию хотят создать в Москве в ближайшие годы
  Ватикан заявил, что транссексуалы и гомосексуалы могут креститься и быть крестными родителями
  Православие играло важную роль в учении Лютера, рассказали богословы
  Отрицание исламизма и отказ от христианских корней: две стороны одного кризиса
  "Война молчания": о Пие XII, евреях и "поражении христианства"
  Новости - Арсеньев
  Нам 20 лет!!!
  Ирина Щербакова: "Как быстро возвращается страх"
  Проповеди
  Проповедь: «Воскресенье Judica»
  Проповедь: «Воскресенье Laetare»
  Проповедь: «Воскресенье Oculi»
  Проповедь: «Воскресенье Reminiscere»
  Проповедь «Воскресенье invocavit».
  Проповедь: «Последнее воскресение Богоявления. Преображение»
  Проповедь: «Третье воскресенье после Богоявления».
  Проповедь: «Богоявление»
  Проповедь: «Рождественский Сочельник»
  Проповедь: «Второе воскресенье Адвента»
  Музыка и пение
  Оглавление сборника песнопений Евангелическо-лютеранской общины св. ап. Павла г. Владивостока
  Хоралы 49-60
  Хоралы 37-48
  Хоралы 25-36
  Хоралы 13-24
  Хоралы 1-12
  Адреса общин
  Пропство Дальнего Востока
  Адреса общин
  Наши реквизиты
  Наши реквизиты
  Евангелическо-лютеранская церковь
  Избранные тезисы М. Лютера
  КРАТКИЙ КАТЕХИЗИС
  Апостольский символ веры
  Мартин Лютер - реформатор
  Какой должна быть истинная Евангельская церковь
  Что такое Лютеранство?
  Это нужно знать каждому
  Остерегайтесь заблуждений
  Древние и современные ереси
  Основные отличия : Католицизм - Православие - Лютеранство
  БИБЛИОТЕКА
  Проповедь: «Пятидесятница 2023»
  От Далилы до царицы Савской: что опасные библейские женщины рассказывают нам о мужских страхах
  О сущности ординированного служения в ЕЛЦ:
  «АЛТАРЬ РЕФОРМАЦИИ», Лукас Кранах.
  Проблема бессмертия души в Библии и Христианской традиции.
  Тема смерти и скорби в душепопечительстве.
  Религия сегодня. Вопросы, которые Вы боялись задать. ( интервью )
  Взгляды Мартина Лютера и в целом Реформации на богослужение:
  Отличие веры от теологии.
  Христианство и суеверия

Проблема бессмертия души в Библии и Христианской традиции.

1. Практически во всех человеческих религиях и во всех религиозных философиях, а также практически во всех формах любого народного благочестия содержится представление о бессмертии человеческой души. Такие представления могут отличаться в деталях, порой даже существенных, но у них есть и общие характерные черты.

Сторонники таких воззрений учат тому, что человек состоит из материального тела и нематериальной или состоящей из особой материи души, которая может существовать и являться хранительницей человеческого сознания и после смерти тела. Согласно таким взглядам смерть как раз и состоит в том, что душа отделяется от тела и начинает вести отдельное существование. Эти взгляды были особенно распространены в античном, греко-римском мире. Самые великие философы, такие как Аристотель и Платон, и ряд других,придерживались таких представлений.

Вошли такого рода учения и в христианскую традицию. Это произошло частично вследствие того, что такие представления являются типичными и естественными для мировоззрения человека, а частично именно вследствие заимствований из античной философии. Отчасти такие представления уже встречаются на периферии библейского канона. Ряд Ветхозаветных и особенно Новозаветных высказываний позволяют сделать заключение о том, что авторы

этих высказываний придерживались подобных концепций:

«И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Екк. 12, 7).

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2, 7).

«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5,23).

«2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
«3 И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает),
4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор 12).

«9 И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.
10 И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?
11 И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр 6).

«9 Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым.
10 Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем» (Деян 20).

«Имею желание разрешиться и быть со Христом» (Фил. 1:23).

«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Матф 10:28).

Ну и конечно, многие приводя в доказательство притчу, рассказанную Иисусом: «О богаче и Лазаре» (От Луки 16: 19 — 31).

Такие представления являются доминирующими в Римско - Католической, Православной Церквях, и у ряда Протестантских деноминаций и теологов.

Однако определенной проблемой являются сами представления о поссмертном бытии души.

2. В Римско — Католической Церкви существует учение о «чистилище».

Согласно учению Католической церкви о чистилище, крещёный человек, совершивший грех и получивший прощение или совершивший не смертный грех, остающийся неотпущенным, как правило, подвергается «временному» наказанию здесь, после смерти. Человек, умерший добрым христианином, однако отягощённый бременем лёгких грехов, не позволяющих беспрепятственно войти в Царствие Божие, претерпевает временную стадию очищения и лишь затем наследует Небо.

Катехизис Католической церкви говорит:

«Те, кто умирает в благодати и дружбе Божией, но не совершенно очищенными, хотя им и обеспечено вечное спасение, после смерти претерпевают очищение, чтобы обрести святость, необходимую для вступления в радость небесную. Церковь называет чистилищем это конечное очищение избранных, совершенно иное, нежели наказание проклятых».

Согласно учению Католической Церкви, эта истина подтверждается Священным Писанием:

«Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, — какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (2Мак.12:43 — 45).

Поскольку возможно приносить за умерших умилостивительную жертву, это должно означать, что их души не пребывают ни в аду, ни в раю, так как достигшие спасения не нуждаются в молитвах живых, а осуждённым на вечное проклятие такие молитвы не помогут. Таким образом, считается, что души умерших пребывают в таком состоянии, где молитвы ещё могут им помочь «разрешиться от греха».

Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам пишет:

«Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1Кор.3:13-15).

Считается, что с началом «Страшного Суда» чистилище будет упразднено, однако до тех пор грешники остаются в подобном состоянии до полного очищения от всего, что препятствовало им единению с Богом. Живые могут помочь облегчить участь и себе и умершим, принося «умилостивительные жертвы», такие как: благие дела, молитвы (в том числе заказ заупокойных месс), жертвуя на индульгенции.

Поскольку люди, проходящие чистилище, умерли в единстве с Церковью и не находились в состоянии смертного греха, продолжая любить и надеяться на Бога, они непременно окажутся на небесах после того, как завершится их очищение.

В современном Католическом богословии о чистилище говорится скорее не как о месте, а как о процессе очищения, к которому не применяются земные временные характеристики. Этот процесс богословы рассматривают не в терминах наказания за грех или выплаты долга, а в терминах духовного роста.

3. Восточная, Православная Церковь, отрицая Католическое учение о чистилище, по крайней мере в народном благочестии, придерживается учения о «мытарствах».

Воздушные мытарства — название загробных препятствий, согласно сочинению десятого века : «Житию преподобного Василия Нового» о загробной жизни, через которые должна пройти душа каждого человека на пути к престолу Бога для «частного суда», до всеобщего воскресения мертвых и общего «Страшного Суда».

Согласно житию, по этому пути душу ведут два ангела. Каждым из мытарств, число которых двадцать, управляют бесы — нечистые духи, пытающиеся забрать проходящую мытарства душу в ад. Бесы предоставляют список грехов, относящихся к данному мытарству (например, на мытарстве лжи — список поступков произнесения неправды и т. п.). А соответственно Ангелы — добрые дела, совершённые душой при жизни. В случае, если добрые дела перевешивают злые, душа переходит к следующему испытанию. Если злые дела перевешивают добрые и ангелам нечего предъявить для оправдания души, бесы уносят душу в ад. Когда же ангелы представят добрые дела к оправданию души и злые духи припомнят столько же грехов к её осуждению и будет равновесие, тогда побеждает человеколюбие Божие. Тем же милосердием Божиим восполняется иногда недостаток добрых дел против преобладающего количества злых. Список добрых дел ведётся Ангелом-Хранителем, который даётся каждому человеку при крещении, список грехов ведёт бес, посылаемый сатаной к каждой душе для того, чтобы приводить и соблазнять человека к грехопадениям.

Наиболее известным рассказом о посмертных мытарствах является «Житие преподобного Василия Нового», описывающее видение преподобного Григория, ученика преподобного Василия Нового, о мытарствах Блаженной Феодоры. Данное сочинение было известно на Руси начиная с одинадцатого - двенадцатого веков и оказало огромное влияние на древнерусскую литературу, изобразительное искусство и фольклор.

Отношение Православной Церкви к сказаниям о мытарствах на самом деле довольно осторожное:

Например Преподобный Макарий Египетский (4 в.), как следует из «жития», вопросив Бога о том, что есть мытарства, услышал от ангела: «Земные вещи здесь принимай за самое слабое изображение небесных».

Т.е. образы, которые содержатся в повествованиях о мытарствах, нужно понимать в духовно-нравственном смысле. В конечном счете, мысль сказаний о мытарствах, заключается в том, что душе, после исхода из тела, дается помощь в деле нравственного самоиспытания и самосознания при посредничестве духовных сил, которым Бог попускает действовать как орудиям Своего правосудия до Страшного Суда.

Так же существует представление о посмертном, сорокадневном странствовании души:

Сорок дней — важный период, который часто встречается в Библейской истории. Пророк Моисей постился 40 дней, прежде чем получил скрижали Закона. Израильтяне странствовали по пустыне 40 лет, прежде чем пришли в землю обетованную.

Согласно православной традиции, после смерти душа человека не попадает сразу в рай или в ад. Три дня после смерти душа находится рядом с телом и не сразу оставляет все земное. Лишь на третий день Ангел Хранитель забирает душу человека и показывает ей райские обители. Это время продлится недолго, лишь до девятого дня, когда душа человека предстает перед Богом и под тяжестью нераскаянных грехов, эта встреча может быть для усопшего трудной. Поэтому так важна молитвенная поддержка родных людей. Разумеется, Бог милосерден, но нельзя представлять Небесного Отца так, как мы представляем человека. Душе может быть трудно перед совершенным Создателем от осознания своего недостоинства. До сорокового дня человек смотрит, что такое ад и жизнь без Бога, а так же видит райские обители праведников.

На сороковой день после смерти определяется, где будет пребывать душа человека — в райских обителях или в аду. Конечно никто не знает точно, как выглядят ад и рай, но Церковь уверена, что в аду душа человека страдает. Это решение Бога остается в силе до всеобщего воскресения и Страшного Суда. Церковь предполагает, что душе человека особенно тяжело в эти моменты, поэтому так важно Церковное поминовение об усопшем и молитвенная поддержка тех, кто остался в земной жизни и переживает об усопшем.

Не смотря на различия в представлениях о посмертной участи души в Католической и Православной Церкви, обе Церкви имеют представление о «частном суде», молитвенном поминовении усопших, о посмертных испытаниях совести и участи до Страшного Суда. Так же, обе Церкви признают возможность очищения души от грехов и переходе ее в более лучшие обители.

4. В Протестантской традиции, многие теологи придерживаются сходных представлений о посмертном бытии души, рае и аде, за исключением представлений о «чистилище» или «мытарствах». После смерти, душа, после встречи с Богом, либо вкушает блажентсво, либо испытывает муки и угрызения совести, дожидаясь всеобщего воскресения и окончательного Суда Божьего. Никакие молитвы Церкви и родных, уже не могут изменить или облегчить ее участи. Каяться и веровать надо при жизни, по этому в Протестантских Церквях нет заупокойных месс и особых молитв за усопших. В некоторых Протестантских Церквях, например в Лютеранской, существуют особые поминальные дни в Церковном календаре, которые скорее посвящены скорби по ушедшим живых, чем молитвы за мертвых.

5. В современном богословии, и некоторых Протестантских Христианских конфессиях, сушествует и полное отрицание посмертного бытия души после смерти.

В качестве своих аргументов, они приводят следующее:

1) Душа — это жизнь:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:1).

«И побили все дышущее, что было в нем, мечом, предав заклятию; не осталось ни одной души…» (И. Навин 11:11).

«Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное» (Ис. 57:16).

Как видим, в этих текстах душа представлена как символ жизни, как символ живого человеческого организма.

Душа — это отдельная личность, человек:

«Скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та…» (Числа 5:6).

«…во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть, восемь душ, спаслись от воды» (1-Петра 3:20).

«Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2:41).

«Было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ» (Деян. 27:37). Из этих текстов мы видим, что душа равнозначна понятию человек.

Душа — как символ чувств, мышления, настроения:

«Когда кончил Давид разговор с Саулом, душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу» (1 кн. Царств 18:1).

«Когда же пришла… на гору… И подошел Гиезий, чтобы отвести ее; но человек Божий сказал: «Оставь ее; душа у нее огорчена…» (4 кн. Царств 4:27).

«Душа моя истаевает от скорби: укрепи меня по слову Твоему» (Пс. 118:28).

«Твердо помнит это душа моя, и падает во мне» (Плач Иеремии 3:20).

Душой в Библии именуются не только люди, но и животные:

«И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее…» (Быт. 1:21).

Слово «нэфэш», переведенное на русский язык, как «душа», обозначает в дословном переводе слово «дышать». В книгах Нового Завета, написанных изначально по-гречески, слову «нэфэш» соответствует слово «псюхэ», также дословно переводящееся на русский язык как глагол «дышать».

Именно в этом понимании понятие «душа» упоминается в Библии, иными словами, как символ жизни.

Согласно Библии, бессмертием обладает только Бог.

«…единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете…» (1-Тим. 6:15—16).

2) Единство духа, души и тела:

«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока…» (1-Фес. 5:23).

3) Библия о состоянии человека после смерти:

«Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению; И любовь их и ненависть их, и ревность их уже исчезли, и нет им более части вовеки ни в чем, что делается под солнцем» (Еккл. 9:5—6).

«Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. 9:10).

«А человек умирает, и распадается; отошел, и где он? … Так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится, и не воспрянет от сна своего… В чести ли дети его, он не знает; унижены ли, он не замечает» (Иов 14:10, 12, 21).

«Выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его» (Пс. 145:4).

Как видно из приведенных мест Св.Писания, вопреки учению многих церквей, говорящих о жизни после смерти и о бессмертии души, о радости душ в раю, о страдании их в аду, об их переживаниях об оставленных на земле близких, Библия все это полностью отвергает.

Со смертью человека, из приведенных мест, исчезают все его помышления, привязанности, любовь, ненависть.

4) Что же такое смерть, и что происходит с человеком, когда он умирает?

Вот как Сам Христос пояснил Своим ученикам, что такое смерть:

«Сказав это, говорит им потом: «Лазарь друг наш уснул, но Я иду разбудить его». Ученики Его сказали: «Господи! Если уснул, то выздоровеет». Иисус говорил о смерти его; а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: «Лазарь умер…» (Ин. 11:11—14).

Библия говорит, что после грехопадения, Господь лишил человека вечной жизни и бессмертия:

«И сказал Господь Бог: «Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно… И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима… чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3:22—24).

Воскресение мертвых произойдет только при Втором Пришествии Христа, причем не бесплотной души, а всего человека, во плоти:

«А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; И я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его…» (Иов 19:25—27).

«И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2).

«Так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится, и не воспрянет от сна своего» (Иов 14:12).

«…все находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5:28—29).

«Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе… ибо… земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19).

«А сподобившиеся достигнуть… воскресения… умереть уже не могут… ибо они… суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине…» (Лк. 20:5 — 37).

5) Итак, можно сделать некоторые обобщения, что же такое душа и смерть в свете Библии:

- Душа (дыхание) — это символ жизни, живого человека, человеческих мыслей, чувств, желаний.

- Существует единство духа, души и тела, именно их совокупность составляет природу человека в целом. Умирает тело, и вместе с ним умирает душа, иными словами, вместе с телом умирают чувства, желания, память, интеллект человека. После смерти от человека не остается ничего кроме праха.

- Смерть — это сон, который прервется при Втором Пришествии Христа, когда умершие праведники воскреснут и получат от Бога дар вечной жизни.

- Воскреснут люди во плоти, это будут они сами, вернутся их память, мысли, чувства и т.д.

- Человек лишился дара вечной жизни после грехопадения.

- При Втором Пришествии Христа воздаяние получат все — и праведники, и грешники.

Я не буду оспаривать эту точку зрения, как и все вышеперечисленные, а свое мнение выражу в конце работы.

6. Интересно, что некоторые современные Православные богословы, опираясь на некоторых Отцов Церкви, говорят о посмертном бытии душ праведников, как о «успении» или «сне души» до воскресения.

Тот же проф. А. И.Осипов. Он к стати придерживается мнения, что после всеобщего воскресения, вечного ада для грешников не будет.

а) «Успение» — славянское слово, которое означает некое особое состояние сна. Когда человек просто засыпает, он оказывается как бы в некой другой реальности, но для Христиан не только сон, но и физическая смерть тела, лишь дверь в иную реальность, а вовсе не конец. Церковь говорит на Паху, что Христос «смертию смерть попрал», то есть смерти в обычном значении после Его Распятия и Воскресения просто не существует, человек лишь переходит в другое состояние.

Поэтому говоря Успение, Церковь употребляет часто слово — «почил» (уснул), избегая слова «смерть». Ведь слово это в Священном Писании часто употребляется в ином значении: смерть души, а не тела, когда человек, к сожалению, не смог достичь того, к чему призывает его Господь, истощил свои душевные силы и душа его «умерла» для Бога.

Подлинная смерть — это то состояние, когда человек сам добровольно делает выбор не в пользу Бога и вечности, уходит прочь, потому что без Бога ему комфортнее и лучше.

Физическая же кончина человека, после Воскресения Христа может называться смертью лишь условно.

б) Интересно, но у Мартина Лютера, мы находим подобные же высказывания:

В комментариях на книгу «Бытие», Лютер касается проблемы посмертного существования праведников. По его мнению: «после смерти душа входит в свои покои и пребывает в мире, и пока она спит, не осознает своего сна. Однако Бог сохраняет душу бодрствующею. Бог способен пробудить Илию, Моисея и т.д., управляя ими так, что они живы. .. Почивающий физическим сном, не имеет знания о событиях, происходящих в доме его соседа. Однако он жив, хотя.. во сне ничего не чувствует. Так же произойдет в той жизни, только иным и лучшим образом».

И становится еще понятнее, по какой причине Лютеране отвергают молитвы к Святым.... Действительно, если праведники спят, ничего не зная и не чувствуя, то какой смысл молиться спящим и не осознающим себя? Не случайно, что Лютеранские тексты осуждают молитвы Святым:

«Артикул XXI: О поклонении святым.

1. О поклонении святым наши церкви учат, что мы можем хранить память о святых, чтобы следовать примеру их веры и добрых дел, согласно нашему призванию, как император, например, может следовать примеру Давида, воюя с турками и изгоняя их из своей страны. Ибо оба они — цари.

2. Но Писание не учит взывать к святым или искать у них помощи, поскольку оно учреждает для нас одного лишь Христа, как Посредника, Умилостивителя, Первосвященника и Ходатая.

3. Ему мы должны молиться, и нам дано обетование о том, что Он услышит наши молитвы. И такое поклонение угодно Ему превыше всего, а именно —

4. что во всех бедствиях следует взывать к Нему, как сказано в 1 Иоан.(2:1): “... А если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем...” (Аугсбургское исповедание)».

В другом месте Лютер пишет: «...мы сами упокоимся в мире, прежде чем зло и скорбь обрушатся на Германию» .

Но на этом Лютер не успокаивается и утверждает следующее: «Они говорят, что.. наказание вечным огнем уготовано проклятым .. Но существует текст, утверждающий обратное.. Представляется, что они также спят и покоятся, но я не высказываю определенного утверждения» .

Отсюда ясно, почему Лютеране не молиться за умерших - если они спят, то не могут свободно воспринять благодать, которую Бог дарует по этим молитвам; они почти что мертвы.....

Чуть ниже Лютер снова говорит, что святые спят, ссылаясь на слова Ис. 63:16:

«Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас».

Следует заметить, что Лютер тут стесняется своих воззрений, и потому все же оговаривается, что он не высказывает «определенного утверждения». Это и понятно, после столетий молитв к Святым, и поминальных месс, такие, даже осторожные высказывания реформатора, звучат слишком «радикально».

Тем не менее, эти рассуждения Лютера о «сне души» часто смущают и самих Лютеран, что комментаторы соответствующего тома сочинений Лютера вынуждены констатировать: «Богословские комментарии по различным вопросам, включая.. бессмертие души, имеют форму, порождающую подозрения в редакторской манипуляции и цензуре».

Манипуляции с текстом приписываются якобы соратнику и ученику Мартина Лютера - Филиппу Меланхтону.

Как бы там ни было, но концепция «сна души» после смерти имеет право на существование, как одно из богословских воззрений Христиантсва.

7.Заключение.

Что же сказать в заключении? Прежде всего, следует обратить внимание на то, чему же учит Христианство независимо от конфессии и богословских воззрений. Существует посмертное бытие души, в каком виде, или нет, Священное Писание обращает наш взор от смерти к жизни! Христос Воскрес! А значит воскреснем и мы! Смерть потеряла свою силу.....

«1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,
2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию,
4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,
5 и что явился Кифе, потом двенадцати;
6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;
7 потом явился Иакову, также всем Апостолам;
8 а после всех явился и мне, как некоему извергу.
9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
11 Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.
12 Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?
13 Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес;
14 а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.
15 Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают;
16 ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.
17 А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.
18 Поэтому и умершие во Христе погибли.
19 И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.
20 Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.
21 Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых.
22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,
23 каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.
24 А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.
25 Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.
26 Последний же враг истребится — смерть....» (1 Кор 15).

Бог сотворил человека для вечной жизни, а не для смерти, а значит, сама смерть — это последствие грехопадения и временное явление. И здесь по сути не важно, есть жизнь души после смерти, или нет, и как она проходит до всеобщего воскресения мертвых.

Эта истина и весть изложена и во всех трех Вселенских Символах Веры:

Апостольский: «Верую.... в воскресении плоти и в жизнь вечную. Аминь».

Никейский: «.... ожидаю воскресение мертвых и жизни будущего века. Аминь».

Афанасьевский: «38. При Его пришествии все люди вновь воскреснут телесно, и дадут отчет о своих деяниях. 39. И творившие добро войдут в жизнь вечную. Совершающие же зло — [будут посланы] в вечный огонь. Это — всеобщая [кафолическая] вера. Тот, кто искренне и твердо не верует в это, не может обрести спасения».

И так, Христианская вера — есть вера не во временное бытие души после смерти, а в воскресение мертвых и жизнь вечную!

Что касается моей личной веры, то, я все же склонен к тому, что разумная душа имеет некое бытие после физической кончины тела.

Ведь как сказано: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (От Луки 20:38).

Если душа дана бессмертным Богом и освящена Духом в вере, то она не может умереть, ведь человек, как сказано сотворен как образ Божий.

И если мы оправданы Христом по вере, то после смерти, нас ожидает радостное ожидание воскресения. Но все же, это будет иное бытие, отличное от земного:

«...не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор 2:9).

А так как пока никто не вернулся из объятий смерти по настоящему, кроме Иисуса Христа, я могу лишь надеяться, что оказавшись в вечности Бога, не разочаруюсь. Да будет так, во Имя Иисуса Христа. Аминь.

п. Александр Лапоченко, г. Арсеньев.