Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане
Лютеранские приходы Дальнего Востока
Владивосток - Уссурийск - Арсеньев - Хабаровск
Комсомольск-на-Амуре - Благовещенск - Чита - Магадан
ALL REGIONS
  Новости
  Встреча женщин состоялась!
  Пастор вне формата
  500 лет Реформации в общине Св. Павла г. Владивосток
   Programm Авторский концерт Манфред Брокманн 25.11.2017. 17-00.
  Пастор Otto Pfingsten, человек, который 1992 вновь нашел нашу кирхе:
  21-e Дни немецкой культуры во Владивостоке 28.9. –7.10 .2017. Приветственное Слово
  21-е Дни Немецкой Культуры во Владивостоке 28 сентября – 7 октября 2017
  День Памяти и Скорби РН 28 августа во Владивостоке
  20 августа 2017 года пастору Манфреду Брокманну исполнилось 80 лет
  Памятная встреча, посвященная годовщине Указа о депортации немцев Поволжья
  Проповеди
  Проповедь к предпоследнему воскресенью церковного года, 19 ноября 2017 г.
  Проповедь к 3 воскресению до конца церковного года 12.11.2017 г.
  Проповедь к 21 воскресению после Троицы 29.10.2017 г.
  Проповедь к 20 воскресению после Св. Троицы, 29.10.2017 г.
  Проповедь к 4 воскресению после Троицы 9.7.2017 г.
  Проповедь на 2 воскресение после Св.Троицы, 25.6.17 г.
  Проповедь к воскресению Святой Троицы 11.6.2017 г.
  Пятое воскресенье после Пасхи – Rogate.
  Проповедь к Пятидесятнице 2017 г.
  Проповедь к воскресению Exaudi, 28.5.2017 г.
  Музыка и пение
  Оглавление сборника песнопений Евангелическо-лютеранской общины св. ап. Павла г. Владивостока
  Хоралы 49-60
  Хоралы 37-48
  Хоралы 25-36
  Хоралы 13-24
  Хоралы 1-12
  Адреса общин
  Пропство Дальнего Востока
  Адреса общин
  Наши реквизиты
  Наши реквизиты
  Евангелическо-лютеранская церковь
  Избранные тезисы М. Лютера
  КРАТКИЙ КАТЕХИЗИС
  Апостольский символ веры
  Мартин Лютер - реформатор
  Какой должна быть истинная Евангельская церковь
  Что такое Лютеранство?
  Это нужно знать каждому
  Остерегайтесь заблуждений
  Древние и современные ереси
  Основные отличия : Католицизм - Православие - Лютеранство
  БИБЛИОТЕКА
  Христианство и суеверия
  Для библиотеки ЕЛЦ св. ап. Павла нужны выпуски газеты «Лютеранские вести»
  Для библиотеки ЕЛЦ св. ап. Павла нужны выпуски журнала «Der Bote»
  Для библиотеки ЕЛЦ св. ап. Павла нужны выпуски журнала «Лоза»
  Основы Лютеранского учения ( тезисы )
  А. Лапоченко Статья в «Лозу».
  Иисус Христос – конец закона и закона исполнение
  Йенс Шпаршу . О немецкой идентичности
  ДНИ НЕМЕЦКОЙ КУЛЬТУРЫ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ
  Манфред Брокманн – пастор церкви Св.Павла г.Владивостока и пропст Дальнего Востока о себе…

Христианство и суеверия

(Е.А. Овчинникова, 2017 г.)

Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я очень рада приветствовать всех, с кем познакомилась на семинаре в прошлом году. И, также рада познакомиться с людьми, которых год назад не было в бухте Витязь. Уверена, что мы подружимся. Да и не может быть иначе. Помните, как говорили в джунглях «Мы с вами одной крови, ты и я!»? А мы с вами одной веры, мы — лютеране. И вы, и я! Если в прошлом году лекции вам читала некрещёная атеистка, то в этом году перед вами крещёный член общины Св. Екатерины из г. Комсомольска. Всем участникам семинара самый тёплый привет от нашей общины и пожелание — дружно, весело и с пользой провести эту неделю учёбы. От себя лично, я хочу горячо поблагодарить нашего пробста Манфреда Брокмана за организацию этого прекрасного мероприятия! Спасибо вам огромное и дай Бог вам здоровья, сил, фантазии и энтузиазма на долгие лета! Отдельное спасибо моему брату, пастору Александру Лапоченко за его смелость и креативность. И, конечно же, спасибо вам, мои слушатели за вашу самоотверженность.

Итак, у нас тема «Христианство и суеверия.» Суеверной я была всю жизнь и только с приходом в христианство, стала осознавать свои ошибки, и стараюсь, как могу, с ними бороться. А вот христианкой я только год, как стала. Ещё неопытная, можно сказать. Так что, я буду с вами делиться своим суеверным опытом, а вы мне будете советовать, если что, с высоты своего христианского опыта.

Считается, что религиозные люди обладают верой, в то время как неверующие люди подвержены суевериям. На первый взгляд, большинство людей понимает, что вера несовместима с суевериями, но, как ни странно, суеверия свойственны не только неверующим. Как раз напротив, очень часто случается, что, в общем верующие и набожные люди, оказываются последователями откровенно суеверных убеждений.

Действительно, если мы внимательно понаблюдаем за самими собой и окружающими нас людьми, то обнаружим, что в той или иной форме, осознанно или подсознательно, суеверия присутствуют во всех слоях общества. Богатые и бедные, образованные и нет, люди из разных этнических групп, Христиане и нехристи, верующие и неверующие – все, так или иначе, допускают присутствие суеверий в своей жизни.

Так, стучать по дереву на удачу (или неудачу), избегать число 13, бояться разбить зеркало, как знак беды, не здороваться через порог, шарахаться от черных кошек и священников, видеть знамения в уроненных ножах и вилках или когда кто-то чихнул – всех этих и многих других суеверий всё ещё придерживается множество людей, хотя кому-то это кажется забавным.

Сейчас вполне можно было бы заняться перечислением, анализом, обсуждением и высмеиванием длинного списка всевозможных суеверий. Несомненно, многие из присутствующих здесь, смогли бы добавить что-то к этому списку. Но не в этом цель нашей беседы. Сегодня мы разберем, почему суеверия вредны для Христианина и почему их нужно избегать и, в конечном счете, вообще изъять из нашей жизни.

Что такое суеверие?

В английском языке слово superstition (суеверие, предрассудок) происходит от латинского superstitio, что означает стоять над или возвышаться. В древности оно использовалось для описания человека, испытывавшего исключительное благоговение пред богами, чрезмерный страх по отношению к ним или к волшебству, или даже к необычным учениям. Средневековые ученые употребляли это слово в связи с поверьями отличными от или противными Христианству.

В наши дни, этим словом обычно описывается вера во что-то, не имеющая под собой основания или противоречащая научным знаниям и правилам логики. Другим, более емким определением суеверия является: состояние страха и невежества, происходящее из-за веры в волшебство, колдовство и другие явления, которым нет рационального объяснения.

В большинстве случаев, суеверия находят применение в ситуациях связанных с удачей, предсказанием будущего и духами. Люди боятся непонятного и из-за этого страха возникают суеверия.

Суеверия являются формой защиты от боязни неизвестного. Хотя большинство суеверий прошлого были опровергнуты наукой, многие, вполне разумные и здравомыслящие люди, до сих пор упорно придерживаются их.

Однако, с чисто Христианской точки зрения, я хотела бы предложить другое объяснение, которое, как мне кажется, позволяет взглянуть на суеверия в духовно правильном ключе: суеверие – это религия без Бога!

Виды суеверий.

Существуют суеверия, относящиеся к таким понятиям и сферам жизни, как удача и неудача, числа, времена года, работа, поездки, любовь, женитьба и так далее. Действительно, наверное, каждому случаю жизни между рождением и смертью соответствует какое-то суеверие. Некоторые суеверия употребляются настолько широко, что стали традициями.

Многие из них нам хорошо знакомы: заячья лапка на удачу, разбитое зеркало на беду, избегай числа тринадцать, брось монету в фонтан и загадай желание, не дай черной кошке перебежать тебе дорогу, будь рожден под счастливой звездой, говори об удаче, но постучи по дереву, не женись в неудачный месяц (женишься в мае — будешь всю жизнь маяться), разыграй кого-то 1-го апреля, берегись некоторых людей, чтобы не сглазили и не наслали порчу или даже преждевременную смерть.

Некоторые суеверия иногда называют добрыми, так как они на первый взгляд должны принести удачу или уберечь от зла.

Однако не все суеверия относятся просто к удаче или неудаче. Некоторые из них имеют языческое начало или основаны на языческих обычаях, включая идолослужение. Другие происходят из оккультизма или злых намерений или, даже имеют откровенно демоническую природу. Людей обычно шокирует информация о языческой или демонической природе таких распространенных суеверий как Trick-or-Treating на хелоуин, первоапрельские розыгрыши и стучание по дереву, чтобы не искушать судьбу.

Религиозные суеверия – вера или суеверие?

По своему содержанию, некоторые суеверия имеют религиозную окраску, и то, что это именно суеверия и не всегда очевидно, особенно для верующих людей. Они часто не замечают просачивания грубого суеверного отношения к церковности в свою религиозную жизнь и практику.

Одна крайность – это когда у людей развито чрезмерное увлечение чудесами и знаменьями, чтобы доказать свою собственную святость или правильность веры. Они забывают, что чудеса, истинные или ложные, сами по себе ничего не доказывают. Истинное чудо – это просто знак милости Божией, а, как мы знаем, Бог милостив не только к верным, но к кому Он пожелает.

Другая крайность возникает, когда люди преувеличивают значение церковных обычаев и правил до такой степени, что они затмевают собой заповеди Божии. Например, считают, что если крестное знамение и сопровождающий его поклон не сделаны с предельной точностью, то и сама молитва не имеет силы. В своем неуместном религиозном рвении, такие люди могут настолько зафиксироваться на «букве закона», что для «духа закона» в их душе остается мало или вообще никакого места. Такой подход к церковной жизни является современным фарисейством. Такое поведение может стать настоящей одержимостью, мучительной и для самого ревнителя, и окружающих его людей. В этом контексте, подумайте, как со стороны выглядит ситуация, когда в храме к какому-то, по неведению неподобающе одетому человеку, подойдет бдительный прихожанин и попросит его уйти.

Хочу подчеркнуть, что речь идет не о том, что будто бы церковная дисциплина не важна или церковные обычаи и правила внешнего поведения не имеют значения, но о том духе Христианской любви и милости, в котором они были изначально задуманы и теперь должны применяться. В противном случае эти внешние вещи теряют свою истинную внутреннюю ценность и становятся просто религиозными суевериями. Настоящее христианство дает верующим широкий простор свободы и любви, а не ощущение дамоклова меча, висящего над головой.

Приведу несколько примеров того, когда проявление религиозности сформировано скорее суеверием, чем верой:

•Когда освященную икону или крестик держат в автомобиле или даже в бумажнике, но относятся к ним также, как к заячей лапке или талисману. Эти священные предметы существуют, чтобы напоминать нам о молитве к Богу за нас самих и за наших близких, а отнюдь не для удачи. В опасные или ответственные моменты мы хотим, чтобы именно Бог был рядом с нами. Если мы согласны носить или держать эти предметы для защиты, но без живой молитвы к Богу, то разговор с водителем аварийной машины или кареты скорой помощи о том, сколько таких «талисманов» не уберегли их обладателей от аварии, травмы или и того и другого, должен подействовать отрезвляюще.

•Точно также, когда молитву носят на себе или просто, имеют в распечатанном виде, но не молятся. Это низводит молитву до какой-то магии, превращая в талисман или амулет. Было бы неизмеримо лучше просто запомнить слова молитвы и часто повторять их.

•Временами родители приходят к священнику и просят крестить детей, чтобы улучшить их здоровье, поскольку ребенок «болезненный» или «много кашляет». Здоровье ребенка может действительно улучшится после крещения, но Церковь и ее священники совершенно не поэтому поощряют крещение детей без ненужных задержек.

•Отношение к таинству Евхаристии (Св. Причастия) иногда точно такое же. Потом такие люди огорчаются, поняв что все их приготовления к Причастию были «пустой тратой времени», поскольку оно не помогло с проблемами на работе или не прервало череду неудач, испытываемых человеком.

Опасность суеверного отношения к, по своей сути, правильной религиозной практике состоит в том, что святыни и даже святые таинства Церкви начинают рассматриваться как способы достижения чисто внешних целей.

Почему суеверия так популярны?

Если человек лишен истинной веры в истинного Бога, то, независимо от того, во что он верит, он становится склонным к языческим верованиям. Язычество проникнет в разные стороны его жизни, мировоззрение, и особенно в повседневные дела. Господь вдохновил пророка Иеремию написать следующие слова: «не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся» (Иерем. 10:2). В Священном Писании Бог определяет язычниками всех, кто поклоняется природе (солнцу, луне, звездам, т.д.), рукотворным идолам и чему и кому угодно, кроме единого истинного Бога. Их и их обряды Он называет погаными.

Часто суеверия тесно переплетены с элементами церковной правды. Отсюда и крещение, чтобы ребенок не болел, и исповедь с причастием на удачу, и миллион других комбинаций. Даже когда это опасное смешение совершенно очевидно, от священника требуется много такта и понимания, чтобы правильно подойти к человеку и разрешить эту проблему в положительном пастырском духе.

Некоторые известные суеверия и их происхождение.

Сейчас мы рассмотрим некоторые наиболее известные или популярные суеверия и обсудим их происхождение. Наш перечень не будет всеобъемлющим, но достаточным, чтобы проиллюстрировать наиболее неприятные стороны этих верований.

•Разбей зеркало и семь лет не будет везти. В зеркале мы видим наше наиболее идеальное отображение и разбитие зеркала представляет собой драматическое событие, обладающее сильным символическим смыслом. Чувство страха, возникающее при этом, восходит к древнему поверию, предваряющему собой химическую и цифровую фотографию, отождествляющему образ человека с его душей. Откуда взялись семь лет? Римляне верили, что жизнь обновляет себя каждые семь лет. И, поскольку разбитое зеркало приравнивается к разбитому здоровью, считалось, что человеку, сделавшему это, понадобится семь лет, чтобы выздороветь. Также, считалось, что кто-то обладающий образом человека, имел власть и над его душей. Даже в наше время было замечено современными исследователями, что представители племен, обитающих в удаленных уголках планеты, часто не любят фотографироваться. Этому суеверию также родственно явление, известное как вуду – когда человеку пытаются нанести вред через манипуляции с его фигуркой (куклой).

•Правило, что тыкать пальцем является плохой манерой поведения, также берет начало от суеверия. Первоначально это правило не имело никакого отношения к манерам поведения. Оно возникло в те времена, когда люди верили, что энергия человека концентрируется в его указательном пальце. Когда пальцем указывают на кого-то, то энергия направляется на этого человека, как что-то наподобии лазера. Поскольку считалось, что каждый человек обладает плохой и хорошей энергией, то соответственно указывание пальцем могло оказать или плохое, или хорошее воздействие на того, в кого тыкали. Легко заметить связь между этим суеверием и использованием волшебной палочки ведьмами и волшебниками. По сей день в некоторых туземных культурах существует и употребляется практика указывания пальцем или костью.

Забава Trick-or-treat. Древние друиды верили, что 31 октября (в последствии канун дня всех святых, All Hallow’s eve, в Западной Церкви) мертвые восставали из могил и посещали свои старые дома. Чтобы обезопасить себя и свое имущество, жители оставляли на порогах приношения из фруктов и орехов для этих блуждающих душ. Сегодня это суеверие нашло свое выражение в забаве Trick-or-treat, когда ряженных детей (многих в виде мертвецов) посылают собирать сладости у благодушных соседей.

Заячья лапка на удачу. Это одно из наиболее древних суеверий, существующее, как полагают некоторые с 6-го века до Рождества Христова. Поскольку кролики и зайцы известны быстротой размножения, они стали символом плодородия. Считалось, что ношение на себе и частое потирание заячьей лапки, приносит удачу, хороший урожай, многодетность и процветание. Но почему удачу? Поскольку кролики рождаются с открытыми глазами, что вообще случается редко. Считалось, что глаза, открытые при рождении, дают этим животным особую силу от сглаза и соответственно для человека было бы полезно иметь какую-то связь с ними. Очевидно, что самым простым выходом из ситуации было бы иметь кролика всегда при себе, но поскольку носить живого кролика в кармане не очень практично, его заменили лапкой или хвостиком.

•Бросание соли через плечо. Когда случается что-то плохое, то иногда бросают соль через плечо или даже посыпают ей предмет несчастья. С древнейших времен было замечено, что соль не разлагается и не гниет даже после очень долгого хранения, и поэтому ее стали считать непортящимся веществом. Отсюда делался вывод, что даже сатана – начальник всеобщего тления, станет избегать соли. Поскольку беды и несчастья всегда считались происками сатаны и демонов, служащих ему, то посыпание или бросание соли должно было наверняка предотвратить возможные дальнейшие неприятности.

•Стучание по дереву. Когда разговор заходит о невезении, то предлагают постучать по дереву. Также считается, что стучание по дереву продлевает полосу везения. Это суеверие происходит из древнего кельтского поверия в духов дерева. Считалось, что деревья были жилищами духов. Поэтому, когда разговор заходил о везении или невезении считалось важным постучать по дереву, чтобы получить защиту этих духов. В противном случае они могли бы обидеться и послать беду. Таким образом стучание по дереву было формой поклонения богам, что является извращенной формой славословия: Слава Богу!

•Прохождение под лестницей. Большинство людей считают это суеверие простой предосторожностью на случай, если лестница упадет при прохождении под ней. Но его начало было совсем другим. В древности треугольник считался символом жизни. Пройти через любую треугольную фигуру, как например лестницу прислоненную к стене, было равнозначно игре с судьбой.

•Открывание зонтика в помещении. Опять, как будто элементарный здравый смысл. Но это суеверие основано на идеи, что зонтик защищает от бурь жизни. Если открыть зонтик в помещении, то домовые духи подумают, что их защита считается недостаточной. Они обидяться, уйдут или наведут беду. Без защиты духов все домашние окажутся под проклятием.

Использование «теней» в косметике. Большинство женщин было бы шокировано, узнав, что первоначальная функция косметических теней не имеет ничего общего с макияжем. Во многих культурах с давних пор широко распространено понятие сглаза, и считается, что некоторые люди обладают способностью к сглазу даже против их воли. Сглаз обычно связан с завистью, и он передается взглядом, прикосновением или устным выражением зависти, или даже чрезмерной, но не искренней похвалой. Считается, что сглазить можно любого человека, но ему больше всего подвержены женщины, особенно беременные, и дети. Женщины и даже дети пользовались тенями, что можно видеть и по сей день в некоторых странах, как средством предохранения от сглаза. Амулеты и талисманы с изображением блестящего глаза также имеют своей целью отвлечь взгляд того, кто хочет сглазить, и избежать его визуального контакта с глазами жертвы.

Признаки, связанные с браком. Чин венчания особенно привлекает тех людей, которые ищут везде знаки будущего успеха и счастья. Не трудно понять почему. Из всех шагов, которые человек делает в жизни, выбор будущего или будущей супруга/ги определенно относится к числу тех, которые могут повлиять на его или ее жизнь сильнейшим образом. Ниже следует небольшая подборка суеверий, связанных с чином венчания:

•если во время обручения молодые запутались в кольцах и уронили их, то это знаменует большую трагедию в их семейной жизни в будущем;

•когда священник ведет молодых на белое полотенце, расстеленное перед аналоем, то первый, вставший на полотенце, будет главой семьи;

•деньги положенные под или зашитые в белое полотенце необходимы для материального благополучия будущей семьи; •когда в конце венчания молодожены задувают свечи, которые они держали во время службы, то тот, чья свеча сгорела больше, и умрет первым.

•Бросание монет в фонтан. Как романтично это бы не казалось, но обычай бросания монет в фонтан с загадыванием желания, восходит к тому времени, когда люди верили, что элементы природы – вода, земля, воздух и огонь, населены духами и богами. Были боги озер, гор, леса и так далее. В силу самоочевидных причин, вода всегда имела очень большое значение в жизни людей. Они верили, что в каждом колодце и источнике жил дух-божок, который защищал свое владение. Если дух был чем-то недоволен, то он мог ввергнуть всю деревню в состояние конфликта. Среди язычников встречались даже случаи человеческих жертвоприношений таким «богам». По мере [распространения Христианства и] развития культуры, такая практика прекратилась. Вместо этого в фонтан начали бросать монеты. В своей первоначальной форме молитва, произносимая при этом (то есть загадывание желания), была обращена к демону. С Христианской точки зрения эти две стороны данного обычая: жертва и «молитва», выглядят довольно ужасающе.

•Черные кошки. В средние века черные кошки считались компаньонами ведьм. Также считалось, что ведьмы и демоны могли принимать вид разных животных. По этой же причине недолюбливали и воронов. Никто не хотел перейти дорогу ведьме или демону. Поэтому, если человеку перебегала дорогу черная кошка, то безопаснее было развернуться и пойти другим путем.

•Число 13. В ходе человеческой истории суеверный смысл приписывался разным цифрам и цифровым комбинациям во многих культурах. Иррациональный страх перед числом 13, известный, как Трискаидекафобия, особенно широко распространен. Во многих современных зданиях, особенно гостиницах, отсутствует тринадцатый этаж, поскольку многие считают это число несчастливым и избегают его. Конечно, любое здание достаточной высоты имеет 13-й этаж. Просто опускается сам номер и за 12-м этажом следует 14-й, чего вполне достаточно, чтобы удовлетворить или обмануть большинство суеверных людей. Многие авиакомпании также не имеют в своих самолетах 13-го ряда. Подобным образом некоторые автогонщики не используют №13 при нумерации своих машин и номера домов на улицах иногда подбираются таким образом, чтобы избежать число 13.

Существует несколько причин из-за которых число 13 считается несчастливым. На Тайной Вечери присутствовало 13-ть человек. Иуда – предатель Христа, был 13-м. Кроме того, Христос умер (на Кресте) в пятницу. Посему 13-й день месяца считается несчастливым, а уж пятница 13-го – вообще самое неблагоприятное совпадение, какое только может быть. Интересно, что несмотря на такое чисто религиозное происхождение этого суеверия, его аккуратно соблюдают в принятии жизненных решений многие (именно) неверующие люди.

Другие причины связаны с мифологией и оккультизмом. В Средние Века обычно говорили, что ведьмы собирались на шабаши по тринадцать (это поверье связано со Скандинавской мифологией). Действительно, число 13 прижилось в оккультизме. Там, например, используют 13 свечей и другие символы, основанные на этом числе.

Интересно, что тетрафобия – страх перед цифрой 4, широко распространена в Азии. Использование этого числа минимально и люди стараются избегать его при любой возможности, поскольку соответствующее китайское слово (произносится как «ши»), звучит почти как слово «смерть». Номера мобильных телефонов с четверкой продаются со скидкой и в некоторых домах отсутствует 4-й этаж. Его называют «пятым» или обозначают буквой “F”.

Каково учение Церкви о суевериях?

Церковь считает веру в суеверия и приверженность им грехом, поскольку этот порок души подразумевает отсутствие веры в промысел Божий. Приверженность суевериям знаменует собой заигрывание с силами противными Богу а значит и нарушение первой из десяти заповедей: «Я Господь, Бог твой,… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исход 20:1-3).

Как сказано ранее, некоторые суеверия, особенно среди верующих людей, в некотором смысле, можно назвать извращением религии. Суеверие – это отклонение религиозного чувства и поведения, которое это чувство предопределяет. Оно даже может исказить наше поклонение Истинному Богу, когда магический смысл придается церковным таинствам и элементам богослужения. Слова самого Христа служат укором таким Христианам: «Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем» (Мат. 23:16-22).

Некоторые места из Библии, относящиеся к суевериям, знамениям и предсказаниям.

•Левит 19:26-31– «Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте. Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей. Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь. Не оскверняй дочери твоей, допуская ее до блуда, чтобы не блудодействовала земля и не наполнилась земля развратом. Субботы Мои храните и святилище Мое чтите. Я Господь. Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш».

•1-я Царств 15:23 – «ибо непокорность есть [такой же] грех, что волшебство, и противление [то же, что] идолопоклонство».

•Второзаконие 18:9-14 – «Относительно уклонения от языческих обычаев – “Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой».

•От Матфея 24:24 – «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных».

•От Матфея 15:1-3 – Относительно ложных преданий – «Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего».

Допустимы ли безобидные и неоскорбительные суеверия?

Вещи сверхъестественной природы не нейтральны. Они либо от Бога либо не от Него. Если они не от Бога, их единственным источником может быть только сатана. Гадание, вызывание духов, гадание на картах, на кристальном шаре, гороскопы, нумерология и т.д. – какими бы безобидными (или опасными) эти вещи ни казались, если они не фальшивки, то их вдохновителем и источником является нечистая сила. В конечном счете, в этот список могут быть включены и занятия, которые на поверхности не кажутся противоречащими религиозным чувствам.

Как сказано выше, такие занятия отвлекают от Бога, помрачают понятие о Нем как об истинном Источнике всех благ и щедрот, и подстрекают к заигрыванию с ложными силами. Действительно, практикуем ли мы их совершенно открыто или только слегка касаемся их, если мы занимаемся ими, то уже этим самым мы воздаем им поклонение – служим им.

Христос определенно говорит в Евангелии: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Maт. 6:24).

В свете этого порицания, занятие чем-то из описанных выше вещей, именно этим и является – служением другому хозяину. В этом вся суть проблемы. И то, что мы проводим нашу жизнь рассеянно, в состоянии духовной наивности, будучи безразличными к природе и происхождению этих вещей, не послужит нам оправданием. Опасная это игра – служить двум господам. С одной стороны, через участие в богослужениях и Таинствах Церкви просить Святого Духа, а с другой оставлять в нас зацепку для сатаны, участвуя во внушаемых им занятиях.

Христианин не должен боятся бабьих сказок, волшебников или даже колдунов, но поступать как говорит Священное Писание. А оно говорит так: «…бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо.» (Екклезиаст 12:13-14).

Боле того, даже если Христианина и привлекла вера в знамения и суеверия, то хорошо бы ему или ей прислушаться к этим ясным и кратким словам самого Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.» (Maт. 6:33).

Мы тоже небезынтересны сатане!

Бог любит нас больше чем мы способны любить самих себя и желает нашего спасения более, чем того хотим мы сами. Но беда в том, что не только Бог желает нас, но и сатана. И если Бог говорит нам: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его», определенно, сатана предложит нам нечто противоположное, а именно: «Ты живешь один раз – возьми все от жизни! Духовная жизнь только этому мешает. Посмотри, как живут вокруг. Боящиеся Бога ходят в храм, соблюдают посты и усердно молятся – их жизнь ограничена и скучна. А те, кто не боятся Бога – веселятся и наслаждаются жизнью».

Поэтому сатана полагается на уловки и ложь. Один из его самых успешных трюков – это убедить людей, что его не существует. Или, если они подозревают о его существовании, сатана постарается внушить им, что он не более чем забавный парень, бегающий в красных штанах с вилами в руках, и занимающийся всякими проказами. Такое безответственное отношение только играет ему на руку, поскольку мы, обычно, не боимся того, что нам кажется забавным и смешным. Очень печально, что подобное фривольное отношение в нечистой силе сегодня наблюдается у очень многих людей.

Поэтому, если мы привержены суевериям, сатана примет наше поклонение, даже если оно не осознано, потому что такое поведение открывает в нашей душе окно для проникновения зла, каким бы маленьким это окно ни было. Получается, что таким образом маленькое семя безбожия незаметно сеется на ниве нашей души. Но то, что начинается сегодня с крошечного семени, будучи орошаемо и питаемо всякого родом внешне невинными вещами и занятиями, как-то: некоторые теле- и радиопрограммы, фильмы, книги, статьи в журналах и прочее, завтра может принести такой уродливый и вредный плод, как отсутствие веры и сомнение в существование Бога и Его спасительной благодати. В этом то и есть ложь сатаны, что привнесение нехристианских безбожных занятий в нашу жизнь якобы неопасно и его не стоит избегать. Стоит ли удивляться тому, что люди, чрезмерно и открыто преданные суевериям, испытывают сверхъестественные явления, причем – постоянно. Они добровольно открыли свои сердца подобного рода явлениям, и, из-за своих постоянных страхов, они продолжают платить дань и поощрять демонов и их действия по отношении к себе.

Таков образ действия бесовской прелести: скрытно и хитро предложить ложную духовность, чтобы потихоньку привести доброжелательных людей к их погибели. Широкое распространение суеверий является лучшей иллюстрацией этого.

Заключение.

Будучи Христианами:

•В таинстве Крещения мы, отложив ветхого человека и облекшись в нового, запечатлены Святым Духом, а потому призваны жить во Христе.

•В таинстве Святаго Причастия мы прибываем во Христе и Христос в нас. (Иоанн 6:56).

В каждом из этих случаев Бог изливает на нас Свою благодать, показывая, что мы принадлежим Ему.

Христианин верит в непререкаемую истину Слова Божия и не зависит от суеверий, ложной духовности, обычаев, чувств и положений, происходящих из безбожных источников, которые стремятся узурпировать место Бога в нашей душе и подчинить нашу преданность. Даже к вещам, кажущимся безобидными, надо относиться с рассуждением. Апостол Павел преподает нам простое правило, которое хорошо было бы запомнить: «едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10:31).

Только Бог и Его Святое Слово достойны веры и поклонения. А суеверия – это религия без Бога!

Лекция № 2.

(Е.А. Овчинникова, 2017 г.)

Продолжим лекцию. Будем учиться бороться с суевериями вместе.

Астрология и христианство

Общее отношение

В Дидахе, церковном руководстве конца I — начала II веков, давалось предупреждение: «Не будь ни птицегадателем, поелику (птицегадание) ведет к идолослужению, ни заклинателем, ни астрологом, ни чародеем, не желай смотреть на это, ибо от всего этого рождается идолослужение»[31].

На Лаодикийском соборе (середина IV века) в правиле 36 астрология была запрещена, а астрологи отлучены от церкви: «Не подобает освящённым или причётникам быть волшебниками или обаятелями, или числогадателями, или астрологами»[32].

В католицизме астрология, как и все формы гаданий и предсказаний, осуждается и отвергается, поскольку основана на желании власти над временем, историей и другими людьми и отрицает славу, почитание и благоговение, которые должны относиться лишь к Богу[33].

В определении Архиерейского Собора Русской православной церкви 1994 года «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» астрология перечислена в ряду лжеучений наряду с язычеством, теософией и спиритизмом[34].

Историческая полемика

Григорий Богослов считал, что астрология оскорбляет Божественный промысел: «Для многих, родившихся под разными звездами, равная участь и на море, и на войне. Кого связывали звезды, тех не связал между собою одинаковый конец. А других, хотя разделили звезды, одинаковая соединила кончина»[35].

Иоанн Златоуст, толкуя Книгу пророка Исаии, в которой говорится об астрологах, пишет:

Чтобы кто-либо не сказал, что астрологи могут предсказывать будущее, пророк говорит: они не возвестили тебе ничего иного, кроме тоски, которой подвержены они сами, постоянно наблюдая звезды и будучи бессильны знать что-либо. «Вот они, как солома: огонь сожег их, — не избавили души своей от пламени» (Ис 47:14). Они не только будут бесполезны тебе, но даже и сами погибнут[36][37]

Блаженный Августин так отвечал тем, кто полагает, что хотя бы иногда гороскопы соответствуют действительности:

Так как это служит к уловлению людей, то оно бывает действием совратившихся духов, которым попускается знать кое-что истинное из области временных предметов отчасти потому, что они обладают более тонким чувством, или более тонкими телами, или более богатым, благодаря своей продолжительной жизни, опытом. Поэтому истинный христианин должен остерегаться как астрологов, так и всяких прорицателей, особенно тех, которые говорят правду, чтобы, уловив при содействии демонов его душу, они не запутали его в своё сообщество[38].

Иоанн Дамаскин считал, что астрология отрицает человеческую свободу и Божественное достоинство:

Мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел. А если мы всё делаем в силу течения звёзд, то то, что мы делаем, мы делаем по необходимости. То же, что происходит по необходимости, не есть ни добродетель, ни порок. А если мы не имеем ни добродетели, ни порока, то мы недостойны ни наград, ни наказаний, равно как и Бог окажется несправедливым, подавая одним блага, другим скорби. Даже более того: раз всё ведётся и влечётся необходимостью, то не будет ни управления Божия в мире, ни промышления Божия о творениях[39].

По мнению многих астрологов, Книга Бытия содержит указание на то, что небесные тела создавались в том числе для опознания по их положению неких «знамений», под чем можно подразумевать астрологию:

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. (Быт. 1:14-17)

Однако в христианстве под знамениями понимаются не астрономические явления, а чудесные явления и знаки[40]. Поскольку чудо по своему смыслу противоречит закономерности, систематически использовать знамения невозможно, а значит невозможно их и понимать как основу для каких-либо астрологических прогнозов. Что же касается намеренного поиска знамений, то таковое в православном христианстве крайне порицается: «род лукав и прелюбодейный знамения ищет» (Мф. 16, 4; 12, 38—42). По словам свт. Игнатия (Брянчанинова) «Прошение „знамения с небесе“ было не столько прошением чуда, сколько насмешкою над чудесами Богочеловека и выражением невежественного, превратного понятия о чудесах»[40]; «в… состоянии самообольщения и разгорячения находятся и те, которые хотят видеть знамения»[41].

Другая традиционная отсылка астрологов к Вифлеемской звезде с древности встречала критику христианских богословов. Григорий Богослов писал:

Не упоминай мне о великой славе Христовой — звезде-благовестнице, которая с востока путеводила волхвов в тот город, где воссиял Христос — безлетный Сын смертного рода! Она не из числа тех, истолкователями которых астрологи, но необыкновенная и не являвшаяся прежде сего, а замеченная в еврейских книгах. Из них предузнав о звезде, посвятившие жизнь звездословию халдеи, когда с удивлением отличили её от множества наблюдаемых ими звезд и приметили, что с новым сиянием несется она с востока по воздуху в еврейскую землю, заключили о рождении Царя. И в то именно время, как вместе с небожителями поклонились Царю астрологи, отпало у них попечение о своем искусстве[35].

Астрологические близнецы

Одним из наиболее убедительных доказательств[4] ложности астрологии считается эксперимент, начатый в 1958 году английскими учёными и продолжающийся по настоящее время. Учёные изучали более 2000 человек[74], родившихся с интервалом в среднем около 4,8 минуты[60][67] (так называемых «временны́х близнецов»), и проследили их дальнейшую судьбу. Согласно астрологии, такие люди должны быть близки по профессии, по уму, по привычкам и т. д. Наблюдения велись за состоянием здоровья, родом занятий, семейным положением, уровнем интеллекта, способностью к музыке, искусству, спорту, математике, языкам и т. д. Всего учитывалось свыше сотни параметров. Никакого сходства между «временны́ми близнецами» не было обнаружено. Они оказались столь же отличны друг от друга, как и люди, родившиеся в разное время под любыми другими знаками Зодиака.

Не так давно умерла моя бабушка. Прожила она больше 90 лет. Была она женщина загадочная. Я так и не поняла, то-ли она была такой кокеткой, то-ли просто любила юбилеи и подарки. В документах год рождения у неё стоял 1918, но... периодически бабушка заявляла, что в метрики её записали только через год после рождения. То-ли некому было в их глухой деревушке, тогда ещё даже и не отстроенной, записывать, то-ли некогда. Работали, не покладая рук и ног. Бабушке торжественно справляли юбилей, дарили подарки по такому случаю, а на следующий год, бабушка уже говорила, что родилась в 1918 г. Вон и в документах прописано, а нам всё приснилось и нечего её старить на целый год. Родственники пытались спорить, но бабушка стояла на своём непоколебимо. Так что, юбилей приходилось праздновать ещё раз. Что интересно, бабушка любила гороскопы и, как ни странно, ей одинаково подходили и гороскоп змеи (если утверждался 17 год), и гороскоп лошади. Что в принципе, то быть не должно, зверушки то с очень разными характерами. Кстати, бабушка считала себя не суеверной. Уверена была, что гороскоп — это не суеверие. Перед своей смертью, она дала подробные указания про свои похороны, чтобы родственники-растяпы ничего не перепутали и не опозорились перед соседями. И вот тут я столько забавного узнала о традициях похоронного ритуала. А самое забавное, что никто так и не смог объяснить все эти обычаи. То есть, люди всё старательно исполняют, но почему именно так, а не иначе, не знают. Отвечают так: «Надо, значит надо. Предки так завели, они понимали. А нам понимать не обязательно. Делай, не рассуждай.» И вот только сейчас, готовясь к семинару, я нашла в христианской литературе подробные объяснения. И оказалось, это вовсе не христианские обычаи, а те же суеверия, в основном, языческие.

Подобные обычаи, касающиеся соблюдения сомнительных ритуалов при погребении, берут свое начало еще со времен язычества, и, к сожалению, они не изжили себя до настоящего времени.

Причем, придерживаются подобных похоронных ритуалов даже те, кто считает себя закоренелыми атеистами.

Вспомните, наверняка и вам доводилось бросать в гроб или в могилу мелкие монеты, накрывать тканью зеркала, а после выноса покойника, переворачивать столы и стулья.

А ведь и «наемные» плакальщицы вовсе «не предусмотрены» в православии.

Что касается завешивания зеркал, то подобные предрассудки объясняются тем, что родные якобы могут испугаться покойного, или же он сам испугается своей души при виде ее отражения. Также, считается, что таким образом удается уберечь умершего от попадания его души в мир зазеркалья, в котором властвует дьявол и всякая нечистая сила.

Доходило даже до того, что люди были уверены в том, что следует сохранять до момента воскресения из мертвых утраченные, по тем или иным причинам, части тела и даже зубы сохранялись долгое время, то есть, до того момента, пока человек не умирал, и они также «отправлялись» в гроб, дабы в нужный час умерший не вернулся к жизни инвалидом.

Давайте же узнаем, от каких наиболее распространенных суеверий, обычаев и ритуалов, связанных с погребением, следует отказаться раз и навсегда:

- от необоснованного отказа родственников от участия в перенесении гроба с телом покойника;

- в гроб не следует класть деньги, личные вещи усопшего (сотовый телефон, украшения и т.п.), продукты;

- не бойтесь смотреть через окно на похоронную процессию или в момент прощания с покойным;

- не стоит ставить на поминальной панихиде стопку с водкой и куском хлеба, сохраняя все до наступления сорокового дня после смерти;

- никогда не лейте водку на могильный холм;

- не верьте, что если покойника не отпевают, то его душа остается неприкаянной (призраком) на земле;

- не верьте тому, что души сгоревших на пожаре не будут воскрешены в Судный день, а кремация покойного может стать причиной для болезней младшего поколения (его детей и внуков);

- не произносите фразы: «Пусть земля тебе будет пухом».

И это еще не весь список суеверий, связанных со смертью и погребением усопшего, которым православным не нужно следовать.

И, помимо всего перечисленного, в отдельных регионах и местностях есть свои, не менее нелепые обряды, которыми делятся люди преклонного возраста, считающие себя «профессионалами» в данной области. Тем самым они ставят себя, сознательно или нет, но в оппозицию Церковному учению и учению святых отцов.

Поэтому не стоит слепо следовать тому, что советуют «знающие» люди, тем более, что общение с ними может нанести вред душевному и физическому здоровью родственникам умершего, а потому к информации подобного рода следует подходить с большой долей осторожности.

Устами знахарок и им подобных дьявол пытается завладеть умами людей, тем самым отдаляя их от Церкви и истинного учения. Наилучшим вариантом в этом случае будет посещение храма, где священник направит близких покойному людей на путь истинный, благословит и обеспечит их защиту от всякой скверны.

Любой христианин должен быть всегда готов к тому, чтобы протянуть руку помощи ближнему, тем более человеку готовому ступить на путь православной веры, путь спасения во Христе.

Никто не станет спорить с тем, что каждый человек смертен, у каждого свой час, но без Церковного учения, свидетельствующего о том, что изначально Бог создал человека бессмертным, осознание существующей реальности утрачивает свой истинный смысл и лишается своей духовной глубины.

Какие виды суеверий встречаются среди людей приходящих в Церковь? Есть суеверия, связанные с особенностями годового круга богослужений. Например, некоторые благоговейно относятся к скорлупе пасхальных яиц (хотя разумнее было бы ее просто выкинуть), или в случае пожара перебрасывают пасхальное яйцо через горящий дом, и т.д. Есть суеверия, связанные с обрядами, например, освящение автомобилей. В самой практике нет ничего плохого, практика освящения "колесниц" существует в Церкви издавна, плохо неверное отношение к данному действу. Многие почему-то считают, что это дает гарантию безопасности даже неверующим людям, в то время как на практике освящение любого предмета - это лишь призыв Божьей благодати и обещание перед Богом использовать освящаемый предмет в благих целях. Атеист, рассчитывающий на то, что после освящения машины он не будет попадать в аварии, зря тратит свое время. Есть многочисленные суеверия, связанные с церковными Таинствами. Такие суеверия еще можно назвать обрядоверием. Обрядоверие - это вера в то, что чисто механическое совершение какого-либо обряда, без внутреннего духовного изменения человека, само по себе разрешит какие-либо житейские проблемы. Приведем несколько примеров обрядоверия.

Например, некоторые считают, что если постоять под куполом храма, то можно "зарядиться" энергией. Хотя на практике лишь единение с Богом через веру и Таинства Церкви дает силы христианину, а такого единения не достигнуть без его нравственной трансформации и жизни в соответствии с Заповедями Божьими.

Некоторые христиане приводят на Таинство Елеосвящения (соборование) маленьких детей с целью улучшить их поведение, или чтобы они лучше спали, забывая при этом, что данное Таинство предназначено для помощи людям, страдающим телесными или душевными болезнями.

Другой пример. Отдельные люди спешат принять Крещение, чтобы не болеть, забывая при этом, что христианин не ставит своею целью достижение здоровья, а полагается на Волю Божью и принимает от Бога то, что Тот сочтет нужным ему дать. Иногда для усмирения страстей отсутствие здоровья более спасительно для человека, чем его наличие. Достаточно вспомнить пример апостола Павла, который, несмотря на то, что сам исцелял людей, страдал от заболевания, мучавшего его. Об этом в Священном Писании сказано так: "И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился" (2Кор.12:7). Часто болезнь дается Богом с целью духовного очищения человека, для его смирения, о чем многие христиане забывают.

Есть еще такое суеверие. Человек приходит в храм поставить свечу, чтобы исполнилось его желание. При этом тот, кто ставит свечу, загадывает желание и ждет, пока она догорит, считая, что желание из-за этого исполнится. Подобная практика показывает, что человек не понимает сущности христианства. Согласно христианского вероучения, Господь заботится о всякой твари, включая и человека, это называется Промыслом Божьим. Определить Промысл Божий[22] можно так: "Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы твари, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям"[23]. Христианин находится под непрерывной опекой Божьей и получает от Бога все, что ему нужно для спасения и жизни.

Любая попытка "магическими" методами воздействовать на Промысл Божий наивна, а в случае оккультных практик - преступна, так как соединяет человека с бесами, и является проявлением недоверия к Богу, попыткой его "подкорректировать", заполучить то, что Господь не счел нужным человеку дать. По сути, подобные действия показывают отсутствие веры человека в Бога.

Есть еще одно суеверие, которое иначе, чем дикостью, назвать сложно. Некоторые не церковные люди ставят на канун (канун – это низенький четырехугольный столик, на котором стоит распятие и подставки для свечей; перед кануном служат панихиды, т.е. заупокойные молитвы) свечи за живых, зажигают, а потом втыкают горящим концом вниз, искренне считая при совершении данного действия, что от этого их врагам будет плохо, они заболеют, а то и умрут. Практика постановки свечей за живых на канун безвредна для тех, против кого это делается, но она показывает, что в Церкви есть немало людей, которые являются христианами чисто номинально. Христос призывал возлюбить врагов, а не убивать их, да еще таким глупым способом. Ни одно церковное Таинство, ни один обряд не действуют магически. Промысел Божий заботится о каждом человеке и никакая свеча, поставленная за живого на канун, Его не подкорректирует.

Следующее суеверие заключается в том, что человек посещает Таинства Исповеди (Покаяния) с целью магического разрешения проблем. Опять же, поступающие так забывают, что Господь не дает нам испытаний сверх наших сил, попытка отвергнуть эти испытания, преодолеть их магически, есть признак недоверия Богу и является проявлением духовной лени и элементарного невежества в христианском вероучении. Святой Иоанн Златоуст пишет: "Покаянием же я называю не то, чтобы только отстать от прежних худых дел, но и то, чтобы показать большие добрые дела. Сотворите, сказано, плоды, достойные покаяния (Лк.3:8). Как же нам сотворить их? Поступая наоборот: например, ты похищал чужое? Впредь давай и свое. Долгое время любодействовал? Теперь воздерживайся от своей жены в известные дни; привыкай к воздержанию. Оскорблял и даже бил… Теперь благословляй обижающих тебя…Для исцеления нашего недостаточно только вынуть из тела стрелу, но еще нужно приложить к ране лекарство…Сказано, уклонись от зла и сотвори благое". Как мы снова видим, покаяние – это не просто перечисление грехов перед священником, это изменение образа мышления и, как следствие, образа жизни. Те, кто толкуют покаяние как некий магический акт по снятию грехов, обманывают самих себя.

В церковной практике встречаются и другие примеры суеверного отношения к Таинствам. Например, есть люди, которые причащают детей, для того чтобы те были здоровы, а также для очищения организма и для поднятия гемоглобина в крови, забывая при этом, что Причастие духовно соединяет людей с Богом и ставит своею целью, прежде всего, духовную трансформацию человека, которая должна проявиться в первую очередь в нравственной сфере, а никак не в поднятии гемоглобина.

Женщины стремятся пройти Таинство Венчания с целью удержать мужа при себе. Подобный магический подход к данному Таинству (как впрочем, и ко всем остальным) недопустим. Таинство Венчания есть клятва перед Богом, обещание о взаимной супружеской верности во образ союза Христа с Церковью, в нем должны участвовать христиане. В Священном Писании сказано: "И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мф.19:5-6). Если люди не верят в Бога, зачем им участвовать в этом Таинстве? Делать это так, на всякий случай, или тем более ожидая от Таинства какого-то магического воздействия, не стоит. Это лишь колдуны обещают сделать привороты своим клиентам, а христианство такого обещания не дает! Воля любого человека свободна и христианство ее уважает. А попытку (пусть даже по своему невежеству) поставить Церковь Христову на один уровень с колдунами может предпринять только человек, чуждый христианству, а таковому никакие церковные Таинства помочь не могут. Таинство Венчания освящает брак, превращая семью в домашнюю Церковь, но не гарантирует, что он не распадется. Люди соединяются в Боге, но никто не мешает им Его предать и отступить, что как следствие может привести к распаду семьи. Так что любой поиск в Церкви магии бесперспективен. Кроме вышеперечисленных, существует еще множество других суеверий, но и приведенных, на взгляд автора, достаточно, чтобы понять их бессмысленность.

Откуда берутся суеверия? Суеверными люди становятся из-за своего невежества, из-за того, что, придя в Церковь, они ищут в Ней не Христа, а удовлетворения своих материальных, эмоциональных и иных достаточно приземленных потребностей. Незнание и непонимание христианского вероучения толкает людей к суевериям, а те, в свою очередь, могут быть первой ступенью к оккультизации их сознания и трамплином к оккультизму. Ученые провели социологическое исследование отношения современных Христиан к таким оккультным практикам, как гадание, колдовство, астрология, экстрасенсорика, и вот что оказалось. Восемь процентов верующих верят в гадание, пять процентов в экстрасенсорику, четыре процента в колдовство. К счастью, в большинстве случаев Христиане, даже те, которые верят в экстрасенсов и колдунов, все же не обращаются к ним. Однако наличие доверия к подобного рода вещам, заставляет задуматься о том, все ли в порядке в самом христианстве, и не нужно ли усилить просветительскую деятельность наших пасторов, чтобы максимально исключить всякий оккультизм из жизни христиан.

Что можно сказать в завершение? Суеверия уводят людей от Бога. Священное Писание однозначно негативно говорит о них: "Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии" (1Тим.4:7). Лучший путь к преодолению суеверий - это просвещение людей в христианском вероучении и налаживание здоровой церковной жизни. К тому же, именно этого требует Священное Писание от христиан: "…идите, научите все народы…" (Мф.28:19). И будет вполне логичным для всех христиан откликнуться на этот призыв Христа и воплотить его в жизнь.