Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане
Лютеранские приходы Дальнего Востока
Владивосток - Уссурийск - Арсеньев - Хабаровск
Комсомольск-на-Амуре - Благовещенск - Чита - Магадан
ALL REGIONS
  Новости
  Встреча женщин состоялась!
  Пастор вне формата
  500 лет Реформации в общине Св. Павла г. Владивосток
   Programm Авторский концерт Манфред Брокманн 25.11.2017. 17-00.
  Пастор Otto Pfingsten, человек, который 1992 вновь нашел нашу кирхе:
  21-e Дни немецкой культуры во Владивостоке 28.9. –7.10 .2017. Приветственное Слово
  21-е Дни Немецкой Культуры во Владивостоке 28 сентября – 7 октября 2017
  День Памяти и Скорби РН 28 августа во Владивостоке
  20 августа 2017 года пастору Манфреду Брокманну исполнилось 80 лет
  Памятная встреча, посвященная годовщине Указа о депортации немцев Поволжья
  Проповеди
  Проповедь к предпоследнему воскресенью церковного года, 19 ноября 2017 г.
  Проповедь к 3 воскресению до конца церковного года 12.11.2017 г.
  Проповедь к 21 воскресению после Троицы 29.10.2017 г.
  Проповедь к 20 воскресению после Св. Троицы, 29.10.2017 г.
  Проповедь к 4 воскресению после Троицы 9.7.2017 г.
  Проповедь на 2 воскресение после Св.Троицы, 25.6.17 г.
  Проповедь к воскресению Святой Троицы 11.6.2017 г.
  Пятое воскресенье после Пасхи – Rogate.
  Проповедь к Пятидесятнице 2017 г.
  Проповедь к воскресению Exaudi, 28.5.2017 г.
  Музыка и пение
  Оглавление сборника песнопений Евангелическо-лютеранской общины св. ап. Павла г. Владивостока
  Хоралы 49-60
  Хоралы 37-48
  Хоралы 25-36
  Хоралы 13-24
  Хоралы 1-12
  Адреса общин
  Пропство Дальнего Востока
  Адреса общин
  Наши реквизиты
  Наши реквизиты
  Евангелическо-лютеранская церковь
  Избранные тезисы М. Лютера
  КРАТКИЙ КАТЕХИЗИС
  Апостольский символ веры
  Мартин Лютер - реформатор
  Какой должна быть истинная Евангельская церковь
  Что такое Лютеранство?
  Это нужно знать каждому
  Остерегайтесь заблуждений
  Древние и современные ереси
  Основные отличия : Католицизм - Православие - Лютеранство
  БИБЛИОТЕКА
  Христианство и суеверия
  Для библиотеки ЕЛЦ св. ап. Павла нужны выпуски газеты «Лютеранские вести»
  Для библиотеки ЕЛЦ св. ап. Павла нужны выпуски журнала «Der Bote»
  Для библиотеки ЕЛЦ св. ап. Павла нужны выпуски журнала «Лоза»
  Основы Лютеранского учения ( тезисы )
  А. Лапоченко Статья в «Лозу».
  Иисус Христос – конец закона и закона исполнение
  Йенс Шпаршу . О немецкой идентичности
  ДНИ НЕМЕЦКОЙ КУЛЬТУРЫ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ
  Манфред Брокманн – пастор церкви Св.Павла г.Владивостока и пропст Дальнего Востока о себе…

Манфред Брокманн – пастор церкви Св.Павла г.Владивостока и пропст Дальнего Востока о себе…

Уже почти 17 лет я живу и работаю пастором во Владивостоке и являюсь пропстом Дальнего Востока России. Как же я попал сюда? - Это настоящая приключенческая история.

Но сначала вот что: я родился 20 августа 1937 года и провел свое детство и юность в маленьком городке (почти деревне) Фалингбостель, в степи Люнебурга (между Гамбургом и Ганновером). Здоровый воздух, огромные леса, широкая степь, родимый дом, здоровые люди вокруг – я провел счастливое детство.

Мои русские друзья иногда не могли поверить в это - ведь это была война. И даже немного дальше в степи был лагерь для военнопленных. Но с русскими военнопленными меня связывают хорошие воспоминания: по пути от железной дороги до лагеря они раздавали нам, детям, конфеты из своего пайка: сердечность на войне.

Никакой борьбы по окончании войны у нас не было. И об английских военных у меня тоже только хорошие воспоминания: они образцово защищали нас от польских и русских мародеров. С тех пор у меня симпатия к англичанам: корректное и порядочное поведение даже во «враждебной» стране.

Подошла юность, и кроме природы, книг и музыки на меня тогда особенно повлияло мое отношение к церкви. Город Германнсбург (германсбургская миссия) был рядом, набожность населения люнебургской степи шла оттуда. Я всегда любил этих простых, свободных и внутри глубоких людей.

В этом пространстве вопрос поиска Бога возник у меня довольно рано: должно быть что-то большее, чем все вокруг, большее, чем предлагало начинающееся немецкое экономическое чудо, большее, чем футбол и девушки. Без сомнения, с такими вопросами в моем переходном возрасте и даже после него я выглядел как маленький чудак; у меня были только такие друзья, которые имели такие же вопросы, я очень ценил эту дружбу.

Также рано проснулась моя страсть к музыке. Я получал уроки игры на фортепиано и скрипке, когда мне было 10 лет, я написал свою первую маленькую композицию. Кроме того, продолжалось мое увлечение прогулками в одиночестве на природе.

Таким образом, на моем жизненном пути эти три движущие силы и интересы всегда были вместе: ПОХОДЫ, МУЗЫКА, БОГ.

1) Множество моих походов и поездок есть сокровища моей жизни, которыми я и сегодня живу. С этим тесно связан мой интерес к истории, моя радость переходить границы стран и культур и мой интерес к иностранным языкам. Я всегда охотно изучал иностранные языки, например, русский – во время моего теологического образования в университете Марбурга, просто из интереса к русскому миру - без цели и намерений, но оказалось, что это очень пригодится мне дальше.

2) Музицировать, один или с другими, сочинять музыку – было для меня всегда потребностью. Когда я почувствовал кризис в своих занятиях теологией, я чуть было не перешел к изучению музыки. Но я начал изучать философию. Для меня теология и музыка всегда существуют вместе! Сегодня я иногда сочиняю композиции, камерную музыку и другое: некоторые мелодии в нашем новом сборнике песен написаны мною.

Я мечтаю еще сегодня о том, чтобы сочинить маленькую ораторию о нашем бывшем суперинтенданте Николае Шнайдере и о его проповедях. Останется ли это мечтою?

3) Поиски Бога. Я хочу подтвердить: в отличие от многих я изучал теологию не потому, что чувствовал призвание или хотел изменить мир, или просто по традиции, но сначала из «любопытства», или лучше сказать : моя душа жаждала большего , чем этот мир может предложить . Этот мир, в конце-концов, не удовлетворял меня.

Но в моей душе всегда было глубокое убеждение: «Должно быть что-то большее, чем все это».

Я изучал теологию не из-за преклонения перед Богом, но из-за серости этого мира , это значит, я шел не «к чему-то» но уходил «от чего-то». И поэтому Св.Августин, над трудами которого я много работал во время моего изучения философии, был всегда близок мне с основой его теологии: «ТЫ СОЗДАЛ НАС ДЛЯ СЕБЯ, И СЕРДЦЕ НАШЕ НЕ ЗНАЕТ ПОКОЯ, ПОКА НЕ УСПОКОИТСЯ В ТЕБЕ (Исп.1,1).

Это - непокой сердца, жажда Бога в душе, как часто поем мы в нашей литургии слова из гимна монастыря в Тезе (Франция): «ВО ТЬМЕ ИДЕМ МЫ В ПОИСКАХ / ИСТОЧНИКА НАШИХ СИЛ /И СВЕТОМ ДЛЯ НАС ЛИШЬ ЖАЖДА СЕРДЕЦ …»

Итак, я хотел изучать теологию. Но я еще не чувствовал себя зрелым к служению в церкви. Поэтому сначала я изучал теологию только дополнительно, чтобы преподавать религию в школе. Но потом я пошел на военную службу, и именно в это время я принял решение изучать только теологию. Почему же? -

Впервые я погрузился неизбежно в простонародную среду и увидел, как еще мало в народе живет христианское мышление и сознание. И тогда я думал: «Здесь ты должен противопоставить себя». Пришло ли сейчас призвание к изменению мира? - Так можно сказать, но не таким образом, чтобы навязывать людям Бога, как это делают плохие миссионеры (при этом я позже хотел стать миссионером, но хорошим), но больше из-за педагогического желания: «проснись, вступи на путь поиска Бога! Тогда Он сам откроет Себя тебе, я Его тебе не открываю».

«Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Эфф.5,14).

Свобода и радость были основными ценностями от начала моей жизни, я ненавидел узость и фанатизм в церкви. Как долго ты идешь со свободой и радостью – это другой вопрос, но каждый живой человек должен начинать со свободы и радости, с осознания самого себя.

Что он может при этом потерпеть крушение или изменение – это другая вещь, но только такой человек, начинавший с осознания самого себя, может позже быть хорошим миссионером, достойным доверия. Этому можно учиться у Св.Павла (см.его автобиографию: Филипп. 3, 4-14).

Итак, я изучал теологию в Тюбингене, Марбурге и Геттингене. Когда из-за страха потери свободы и радости я пришел к разладу с церковью, я быстро завершил своё теологическое образование (диплом на «отлично»). Потом я получил работу в качестве ассистента в Университета Геттингена и продолжил свое образование на философском факультете. Но позже, после собственных размышлений я вернулся назад, к церкви.

Через это я понял: не доверяй так много авторитетам, но думай и решай сам, - собственное размышление ведет к уму (см.Л.Толстой «Верьте себе»)!

Я стал пастором в Гамбурге, женился и родил двух дочерей. В Гамбурге я пришел в общину, в которую никакой другой пастор не хотел идти из-за противостояния: работа с молодежью там была направлена против пасторов. Но это как раз и привлекло меня.

Моя вторая община, - и больше общин в Германии у меня не было, - была более мирной. Я никогда не был удобным пастором для церковного управления. Я вошел в политическую группу пасторов, которые были против атомной энергии. В связи с этим мы в течение почти двух недель оккупировали главную церковь Св.Петра в Гамбурге, после чего мы получили официальное замечание.

Так как я хотел быть ясным и решительным человеком, но всегда ищущим братского диалога,- я все-таки имел хорошие отношения с церковным управлением. И когда в 1978 году все пасторы Гамбургской общины студентов из-за «политической радикальности» были сняты со своей работы, я вместе с другим коллегой был единственным кандидатом, кто устраивал обе стороны, «и левых , и правых» .

В течение моей работы пастором в Гамбурге я всегда много работал с детьми и с молодежью (альтернативная работа с молодежью – походы по диким местам, периодически в голоде, чтобы учиться братскому разделению в беде). Мы посещали международные встречи молодежи в монастыре Тaize во Франции n Iona в Шотландии.

К моей молодежной работе относились также так называемые «музыкальные праздники» в пасторате, где мы исполняли музыку, часто мои композиции, и пели вместе. В моей второй общине я вел также живую работу с польской молодежью, это было до «перестройки».

У меня был также контакт с французскими «социальными пасторами» (“pretres-ouvriers”). Во время работы в Гамбурге я всегда хотел стать миссионером во франкоязычной Африке. Но после крушения моего первого брака этот план был также разрушен (моя первая жена была француженкой). Во время моего викариата (1970) у меня был незабываемый опыт проживания в течение пяти месяцев с миссионерами в Танзании ( Африка).

Но в конце-концов: как же пришел пастор Брокманн в Россию?

Впервые я был в России уже в 1963 году, когда я, после моего теологического экзамена, позволил себе четырехмесячное «бродяжничество» через Турцию, Персию, Афганистан, Индию, и возврат – через Россию (конечно, там только поездом).

В 1992 году я получил возможность отпуска для дополнительного образования – 6 месяцев.

Почти что я решил провести его в Южной Африке, которая меня всегда интересовала и которая тоже находилась в переломном состоянии. Но сейчас Россия открылась в связи с перестройкой. Россия всегда привлекала меня: бескрайняя, просторная, закрытая, тайной окутанная страна, кроме того, я был любителем русской литературы, и не в последнюю очередь, это - одна из северных стран, которые меня всегда привлекали.

Я был приглашен на первый Синод DELKRO («Немецкая евангелическо-лютеранская церковь в республиках востока») в мае 1992 г. в г.Омске.

Когда этот Синод заканчивался после 5 дней работы, сначала никто не знал, что делать с пастором Брокманном, и мне предстояло еще почти 6 свободных месяцев. И тут возникла новость: во Владивостоке, в 5 тысячах км далее от Омска,
в городе, который еще один месяц тому назад был закрытым, есть старая лютеранская церковь, где сейчас находится музей российского Тихоокеанского флота; в этом городе живет около 800 российских немцев, а в крае около 4000, все – с прошлыми лютеранскими традициями.

Возник вопрос: кто хочет это исследовать? - Это привлекло меня, и я поднял руку: я хочу!

(«…вот я, пошли меня» Исайя 6,8)

Все было традиционно: я встал на колени, епископ Харальд Калныньш (сейчас покойный)дал мне свое благословение и сказал: «Итак, сын мой, ты имеешь мое благословение, - иди! Посмотрим, что будет после моего благословения».

Было много; между прочим, основано 9 лютеранских общин, и большой опыт с людьми и захватывающая история с Богом – все хорошо и трудно…

Я приехал с одним российско-немецким братом (т.к.тогда я не мог еще так хорошо говорить по-русски) во Владивосток в середине мая. Наше задание: найти церковь и российских немцев. Церковь мы нашли сразу: она стоит в центре города как его самая старая церковь. Но найти российских немцев было не так легко.

Тогда я думал: давайте будем очень хитрыми и обратимся в КГБ. Если они хорошо работали, тогда они имеют список всех диссидентов (в том числе лютеран). Успеха не было.

Следующий шаг был также неуспешен, и я получил типичный русский опыт. Я обратился в Русскую православную церковь. Я думал: ведь христиане должны помогать друг другу. – Ничего подобного. Чуть они не выбросили меня: «Что вы здесь хотите? В России есть только православные христиане!» Я был практически в отчаянии и думал: здесь ничего не получится.

Я купил себе билет на самолет в Чегдомын, регион добычи угля, 1500 км севернее Владивостока, куда тоже были депортированы российские немцы.

И вот: «…дивны судьбы Его, велика премудрость Его!» (Исайя 28,29). Я, как музыкант (на моей первой визитной карточке в России стоит «Манфред Брокманн, пастор и музыкант», над чем архиепископ Кречмар всегда немного посмеивался) накануне поездки шел в концерт. И там один из слушателей был одет в черно-белое со специальным пасторским воротником.

Конечно, я обратился к нему; это был пастор Даниель Маурэр, американец, священник римско-католической церкви; он был здесь уже за две недели до меня; он знал уже о некоторых лютеранах. Я посетил их, они все знали друг о друге негласно, и новость распространилась: «Приехал лютеранский пастор, который хочет работать с нами».

И после этого все они «вышли из подполья», и мы праздновали вместе наше первое богослу- жение в воскресение Exaudi , 31 мая 1992 года, перед церковью Св.Павла, т.к. в ней еще был музей Тихоокеанского военного флота, с бюстом Ленина на алтаре. Фото участников этого первого богослужения занимает сейчас в нашей церкви почетное место.

Сегодня иногда я шучу с пастором Даниэлем, который еще работает у нас во Владивостоке и с которым меня связывает хорошая дружба: «Ты, римский католик, основал нашу лютеранскую общину»! Да, неизвестно, как бы все случилось, если бы я не встретился с ним!

С тех пор каждое воскресение мы праздновали богослужение (в библиотеке, потому что мы пока не получили назад нашу церковь), и вокруг богослужения росло все другое, как положено в христианской общине. Мы зарегистрировали общину, я уже посетил также лютеран в Хабаровске, ближайшей краевой столице, в 850 км от Владивостока, - все расцветало.

Но в конце октября мне пришлось возвращаться в Гамбург, там моя община ждала меня, ведь мы основали общину во Владивостоке во время моего отпуска. Я написал тогдашнему епископскому викарию проф.Г.Кречмару: «Здесь создана и цветит община, она нуждается в пасторе, потому что я должен уехать».

На это Г.Кречмар ответил: «Если все так хорошо идет под вашей рукой, не хотите ли Вы стать пастором в этой церкви?»

И тогда внутри меня началась работа: «Ведь ты всегда хотел стать миссионером и открывать Христа в другой культуре. Не призвание ли это?» Для меня это было позднее исполнение старого жизненного желания. Я начал освобождаться в Гамбурге, мои дочери, уже достаточно независимые, дали мне свое разрешение, и с сентября 1993 г. я постоянно живу во Владивостоке.

Приехал суперинтендант Николай Шнайнер (Омск) и епископский викарий Георг Кречмар (Санкт-Петербург), и в воскресение 7 ноября 1993 г. они ввели меня в должность пастора общины Св.Павла г.Владивостока и одновременно пропста российского Дальнего Востока.

И как с тех пор все продолжается, об этом расскажет пропст Брокманн в ругой раз под заголовком «Маленькая история пропства Дальнего Во стока».

Манфред Брокманн, пастор церкви Св.Павла г.Владивостока,
пропст российского Дальнего Востока.

Владивосток, 20.03.09.